Каллиграфия — “одна из отраслей изобразительного искусства”, так написано в Википедии.
Однако область эта настолько обширна, что подходить к ней можно с разных сторон: от простых открыток до гигантских полотен или даже стен целых зданий.
Не знаю, смогу ли я уместить все мысли в одной статье, скорее всего, нет, но попробую хотя бы начать.
Итак, каллиграфия в широком смысле — это умение писать красиво, используя ручку или кисть.
Зачем это нужно, мало, кому понятно, обычно это «просто так», потому что вдруг захотелось. Некоторым это нравится, потому что помогает успокоиться и в каком-то смысле помедитировать, выводя красивые буквы и завитушки, некоторым нравится конечный результат, а кое-кто даже зарабатывает этим, продавая открытки, картины и прочую красоту.
Надо сказать, научиться каллиграфии может практически любой человек, для этого не нужен талант художника, и, по меньшей мере, красивые буквы получатся у каждого, главное в этом деле — упорные тренировки. Упорные, значит, точно придётся потратить не пять минут и сразу стать профи, а регулярно этим заниматься по полчаса в день и более на протяжении пары недель.
Талант художника поможет лишь на следующем этапе, когда красивые буквы надо будет дополнительно украсить и гармонично расположить. Но это необязательно.
На текущий момент существует несколько техник каллиграфии, различающиеся типом и стилем выводимых пером букв. Эти стили пришли к нам из исторических глубин, и когда-то некоторые из них были обычными буквами, которыми писали древние книги.
Наиболее ярким примером такого шрифта является textura. Вторым по популярности можно назвать copperplate или технику остроконечного пера. Но сегодня про текстуру.
Текстура (от лат. textura — ткань, также textura quadrata, blackletter) — основная разновидность готического письма. Наверняка, вы такое где-нибудь видели и думали, что это “готический шрифт”. Как правило, textura ассоциируется именно с ним. Появилась textura в начале XIII века. Своё название текстура получила за то, что покрывала страницу равномерно. Характерное отличие шрифтов данного типа — вытянутость букв.
Для того, чтобы заниматься каллиграфией, в этом стиле, вам понадобится так называемое «ширококонечное перо». То есть это ручка, кисть, карандаш или даже просто маркер, пишущая часть которых контактирует с бумагой не точкой, а линией.
Самый дешевый вариант — пластиковый держатель, в который вставляется стальное ширококонечное перо, его обмакивают в чернила или тушь, и можно приступать.
Держатель стоит рублей 50, тушь — 50, перо — 100, итого около 200 рублей.
С чего начать? Я постигал все сам и начинал с простейшего упражнения в виде буквы i, то есть страница за страницей писал только эту букву. Почему ее? Потому что все остальные буквы состоят из таких же элементов, а сама она из трех линий и точки. Если совсем сложно представить, смотрите на мой пример, приведенный выше.
Важное уточнение про пропорции: рекомендуется высоту строчных букв делать в 4—6 раз больше, чем толщина пера, тогда буквы будут смотреться гармонично.
После того, как освоите одну букву, можно приниматься за другие похожие: l, m, n и так далее. Как завершающее упражнение, можно писать слово minimum.
После строчных букв можно переходить к заглавным. В результате таких нехитрых упражнений даже я, никогда не занимавшийся каллиграфией, вполне сносно, на мой взгляд, пишу буквы и слова, значит, и вы сможете. На приведенных фото вы можете наблюдать разные этапы становления моего почерка.
На сегодня, пожалуй, достаточно. Желаю успехов на ниве каллиграфии, это отличный вариант для хобби или времяпрепровождения дождливыми осенними и вьюжными зимними вечерами.