Практически каждый год студенты 4-го курса в начале семестра спрашивают меня про бакалавриат, куда их начинают агитировать.
Я обычно говорю, что это некоторым может быть интересно. Пожалуй, настало время прикинуть и проанализировать скрытые и явные плюсы и минусы двухуровневой системы.
Плюсы
- В последние семестры вы станете самостоятельным исследователем, если хватит воли.
- Расширенная программа обучения и, следовательно, знания.
- Возможность, заниматься исследованиями и наукой.
- Более лояльное отношение преподов.
-
Вероятно, в аспирантуру скоро будут брать только магистров, при этом лишний год (шестой) при обучении зачтется за первый год аспирантуры (то есть при поступлении в аспирантуру вы не теряете год).
- 2 месяца отдыха летом, вместо одного, т.к. нет летней практики.
- Обычно в бакалавриате и магистратуре учатся лучшие студенты, что приятно само по себе (для динамики обучения и самооценки).
- Теоретическая возможность поучиться в других вузах и за границей у лучших преподов (возможно, скоро станет реальной).
Минусы
- +1 год к обучению, хотя, по идее, можно уйти после бакалавриата и закончить 4 курса, сэкономив год.
- На последнем году придется быть самостоятельным при ведении исследований, для многих это трудно, подумайте заранее или готовьтесь к этому.
Все эти плюсы и минусы касаются студентов.
Для преподавателей (и это может быть как плюсом, так и минусом) магистратура:
- является источником дополнительных учебных часов в плане;
- требует от препода более высокого уровня, т.к. магистры занимаются исследованиями и если препод далек от этого, то дать ему студентам практически нечего;
- требует составления дополнительного учебного плана, ориентированного на учащихся другого уровня подготовки.
Как вы понимаете, все плюсы способны оценить по достоинству только студенты с высоким интеллектом и сильной волей, желающие при этом развивать себя и заодно науку. Таких обычно не более 20%.