img

Практически каждый год студенты 4-го курса в начале семестра спрашивают меня про бакалавриат, куда их начинают агитировать.

Я обычно говорю, что большинству это не нужно, но некоторым может быть интересно. Пожалуй, настало время прикинуть и проанализировать скрытые и явные плюсы и минусы двухуровневой системы.

###Плюсы

  • В последние семестры вы станете самостоятельным исследователем, если хватит воли.

  • Расширенная программа обучения и, следовательно, знания.

  • Возможность, заниматься исследованиями и наукой.

  • Более лояльное отношение преподов.

  • Вероятно, в аспирантуру скоро будут брать только магистров, при этом лишний год (шестой) при обучении зачтется за первый год аспирантуры (то есть при поступлении в аспирантуру вы не теряете год).

  • 2 месяца отдыха летом, вместо одного, т.к. нет летней практики.

  • Обычно в бакалавриате и магистратуре учатся лучшие студенты, что приятно само по себе (для динамики обучения и самооценки).

  • Теоретическая возможность поучиться в других вузах и за границей у лучших преподов (возможно, скоро станет реальной).

###Минусы

  • +1 год к обучению, хотя, по идее, можно уйти после бакалавриата и закончить 4 курса, сэкономив год.

  • На последнем году придется быть самостоятельным при ведении исследований, для многих это трудно, подумайте заранее или готовьтесь к этому.

Все эти плюсы и минусы касаются студентов.

Для преподавателей (и это может быть как плюсом, так и минусом) магистратура:

  • является источником дополнительных учебных часов в плане;

  • требует от препода более высокого уровня, т.к. магистры занимаются исследованиями и если препод далек от этого, то дать ему студентам практически нечего;

  • требует составления дополнительного учебного плана, ориентированного на учащихся другого уровня подготовки.

Как вы понимаете, все плюсы способны оценить по достоинству только студенты с высоким интеллектом и сильной волей, желающие при этом развивать себя и заодно науку. Таких обычно не более 20%. Хотя, может оно и к лучшему :)